Москва, ул. Дубининская, д.80   +7 495 772-79-58   sale@diglabel.ru   Задать вопрос

Новости

Этикетка: считать за несколько секунд

19.05.2014

Согласно результатам проведенных опросов, около половины потребителей (45%) при совершении покупки обращают внимание в первую очередь на ту информацию, которая содержится на упаковке или этикетке товара. При этом 62% опрошенных заявили, что самой важной для них является информация о составе продукта. Помимо этого на этикетке размещается масса другой – не менее важной – информации. Однако она не всегда нужна, а главное понятна рядовому потребителю. Поэтому среди игроков рынка и контролирующих органов все чаще возникает вопрос: что писать на этикетке, а чего там быть категорически не должно.

Этикетки на продуктах и напитках человечество использует уже много веков. В разное время там помещалась самая разнообразная информация. Но главным долгое время были название продукта и бренд его выпустивший. В XX столетии эта концепция кардинально изменилась. С развитием пищевой промышленности, химии, био- и генной инженерии, распространением стремления к здоровому образу жизни на этикетках стало появляться все больше информации: о производителе, регионе происхождения, составе, энергетической ценности, содержании микроэлементов и витаминов, наличии (или отсутствии) компонентов, которые могут вызвать аллергические реакции и т.д. И не случайно: продукты питания – это те товары, от которых напрямую зависит жизнь и здоровье нации. Они должны быть, как минимум, безопасны, а в идеале – полезны. Поэтому во всем мире государство защищает потребителя от злоупотреблений и недобросовестности производителя. И тщательно следит за тем, чтобы при производстве продуктов питания соблюдалась технология производства, а также санитарные требования, разработанные соответствующими органами.

В частности, в России эти требования установлены такими законами, как Гражданский Кодекс РФ, федеральные законы «О защите прав потребителей», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О техническом регулировании», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О рекламе», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». И это еще не полный список. До недавнего времени нормативная база, устанавливающая требования к этикетке, была разрознена и в некоторых положениях противоречива. Поэтому в 2003 году постановлением Госстандарта РФ (ныне – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии) был утвержден национальный стандарт РФ РФ ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», который вступил в силу с 1 июля 2005 году.

Он устанавливает требования к информации о пищевых продуктах, которые поступают на российский рынок. Поэтому на этикетках продуктов и напитков размещено масса информации. Однако, если присмотреться, то окажется, что большая ее часть предназначена не столько для потребителя, сколько для контролирующих органов: соответствие всевозможным ГОСТам, технические условия производства, способ переработки упаковки, соответствие продукта принятым в стране или регионе санитарным требованиям, перечисление ингредиентов продукта, информация о прохождении продуктом сертификации и государственной регистрации и т.д. С каждым годом перечень информации, обязательной к указанию на этикетке растет.

Поскольку ее площадь ограничена, вся информация размещается настолько мелким шрифтом, прочесть ее невооруженным глазом, зачастую, просто невозможно. Иногда не помогают даже очки. Недавно один знакомый мне генеральный директор компании, производящий питьевую воду рассказал, что его отец – человек пожилой – попал в неловкое положение: он зашел в магазин купить воды, чтобы запить лекарство, и не смог этого сделать без посторонней помощи. Ему нужна была питьевая негазированная вода. Но кроме названия марки он не смог прочитать ничего из того, что написано на этикетке – настолько мелким и убористым шрифтом там была напечатана информация. Пришлось обратиться к сотруднику магазина. И я уверен, что это не единичный случай.

Кроме того, даже если информацию, размещенную на этикетке, и удается прочесть, то большая часть из нее рядовому потребителю ничего не скажет. Скажем, на этикетке одной известной питьевой воды указано: система менеджмента качества сертифицирована на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001-2008). С одной стороны, это важная информация, говорящая о том, что система менеджмента предприятия-производителя соответствует мировым стандартам. Что не может не говорить о качестве продукции. С другой, – она никак не помогает покупателю быстро и без проблем определить эту воду как питьевую негазированную, подходящую для ежедневного употребления. Нет никаких значков или обозначений, говорящих об этом.

Эта проблема характерна не только для российского продовольственного рынка. Поэтому в последнее время в мире постепенно набирает обороты тенденция к упрощению восприятия информации, размещенной на этикетке. К примеру, для того, чтобы сделать товары более понятными для потребителя, в Великобритании решили перейти на новую систему маркировки. По цвету и штрих-коду, который вскоре появится на всех британских товарах, покупатель сможет оценить процентное содержание жиров, углеводов, соли или калорийность продукта. По информации Foodmonitor.ru, тем, кто тщательно подбирает продукты питания, заботясь о своем здоровье, британское Министерство здравоохранения облегчило жизнь, и сменила запутанную систему нанесения информации на этикетке. Теперь полезность или вредность продукта можно будет оценить по цвету значков, сигнализирующих о содержании тех или иных веществ в нем. Система была разработана в 2012 году, но решение вступило в силу лишь недавно.

Для ярлыков были выбраны привычные для любого пешехода цвета: красный, желтый и зеленый. Информация о питательной ценности будет закодирована. По цвету и штрих-коду покупатель сможет оценить процентное содержание жиров, углеводов, соли или калорийность продукта. Например, пища с высоким содержанием соли будет маркирована красным знаком, предупреждая, что избыток NaCl может повышать артериальное давление человека, повышает риск развития болезней сердца и сосудов. Такие корпорации как Premier Foods, Nestle, Mars, PepsiCo сменят маркировку той продукции, что будет изготавливаться для рынка Великобритании. Уже сегодня 60% товаров в стране несут информацию на цветных ярлыках. Эта инициатива была одобрена Британским фондом сердца, как шаг, который будет способствовать укреплению здоровья по всей Великобритании.

В этом же направлении движется Европейская комиссия, которая приняла новый пакет мер по стандартам качества продуктов питания. В частности изменяется маркировка продуктов, которая обозначает, что продукт был полностью произведён в определенном географическом регионе. А также знак TSG (Traditionalspecialityguaranteed), который означает специалитеты: это продукты и блюда, для которых использовали только традиционные компоненты и методы производства. В частности предлагается определять как «традиционные» те товары, которые «используются на внутреннем рынке, по крайней мере, 50 лет». В настоящее время таковыми признаются 25-летние товары. Таким образом, потребителю будет проще найти на полке аутентичные продукты: скажем, настоящий французский сыр, произведенный по традиционной технологии.

Нужно сказать, что и на российском рынке напитков есть компании, которые решили облегчить потребителю выбор их продукции. Недавно для дистиллированной воды от компании «ФЭСТ» была разработана этикетка, которая за доли секунды дает покупателю представление о том, что в ней разлито.

Перед студией арт-судией DEZA, выполнявшей заказ, стояла задача акцентировать внимание покупателя на высоком качестве очистки воды. «Именно поэтому лицевая сторона этикетки располагается не с наружной стороны бутылки, а с внутренней, также как и информация о проценте очистке», – цитирует авторов Sostav.ru. Таким образом, дизайнеры наглядно показали безупречную прозрачность дистиллированной воды и качество ее очистки.

Пока что это частный случай на российском рынке. Сейчас все этикетки перегружены информацией, которую сложно прочесть рядовому потребителю. При этом, любой маркетолог вам подтвердит, что все производители хотят, чтобы зайдя в магазин, человек выбрал их товар не задумываясь. А для этого нужно сделать так, чтобы потребитель за доли секунды смог не только идентифицировать марку товара, но и понять – подходит она ему по потребительским качествам или нет. И без простой и понятной этикетки тут не обойтись.

Станислав Баталов
Журнал «AQUA Индустрия» №-4’2013

← Назад к списку новостей

=